|
ВЫБОР
ДО
Если
вы решили устроить ребенка в школу восточных единоборств, можно
просто обратиться в ближайшую, благо "восточники" сейчас тренируются
практически в каждом микрорайоне. Корреспондент "Денег" ЮРИЙ
ЛЬВОВ считает, что к выбору стоит отнестись серьезнее, если
вам хочется, чтобы чадо не получало без толку по голове и развивалось
по правильному "до", то есть, в переводе с японского, пути.
Спорт или искусство
Выбирая для ребенка стиль и школу восточных
единоборств, вряд ли стоит самостоятельно (почитав, скажем, книжки)
пытаться оценить различные техники. Дилетант в тонкостях боевого
искусства не разберется, да еще обзаведется вредными иллюзиями.
Даже мастера одного вида единоборств имеют, как правило, весьма
общие представления о тонкостях стиля, которым не занимаются.
Однако это не значит, что возможности сделать осознанный выбор
нет. Ведь решаем же мы, у какого врача лечиться, хотя нюансы его
науки остаются для нас темным лесом. Просто, как и в случае с
врачом, нужно понимать, зачем именно вы туда идете. Прежде всего
решите, чего вам больше хочется: чтобы ребенок вышел в большие
спортсмены или же стал личностью, развитой физически и духовно,
чему, как многие слышали, восточные единоборства способствуют.
"О спорт, ты - мир!" Это все с детства слышали, а совсем недавно
еще и видели - после допинг-теста Лазутиной на Олимпиаде, избиения
Льюисом Тайсона, а особенно после нашего проигрыша японцам в футбол.
Даже самый идейный член Олимпийского комитета не может не признать,
что в спорте есть, пользуясь терминологией "Звездных войн", темная
сторона. В случае с восточными боевыми искусствами она имеет особые
черты. Изначально ни одно из них, в отличие от того же бокса,
не задумывалось как спорт. Крупнейшие мастера каратэ прошлых лет
выступали против соревнований, а один из основоположников современного
каратэ Гичин Фунакоши не одобрял даже учебные поединки. В техническом
арсенале каратэ, как и всех прочих видов боевых искусств, существует
множество приемов, ставящих целью изувечить противника. Как можно
соревноваться в умении выколоть пальцем глаз или, скажем, в искусстве
ударом ребра ладони по горлу "выключать" соперника? Даже "Бои
без правил", несмотря на интригующее название, предусматривают
массу ограничений - уж если совсем без правил, то можно привести
друзей с пистолетами. Когда школа каратэ помогает ученику освоить
только спортивное кумитэ (спарринг), то арсенал отрабатываемых
движений ограничивается; и это, конечно, не то искусство, которое
развивалось веками. Но не это главное. Вы уверены, что ваш ребенок
одаренный, обладает чудесной реакцией, резкостью, чувством ритма
и дистанции? Тогда, безусловно, спортивно ориентированный инструктор
станет вкладывать в него много времени и сил. Если же дитя не
столь перспективно, то не исключено, что в школе, ставящей своей
целью лишь завоевание кубков и медалей, ему уготована участь вечного
неудачника, а то и мешка для битья. Вместо закалки характера,
о которой часто говорят приверженцы спорта, это может привести
к развитию комплексов. Но даже если ребенок архиталантлив, вам
для начала нелишне будет, направляя его на спортивную стезю, посетить
состязания по кумитэ и увидеть наряду со счастьем призеров слезы
(и не только слезы) на лицах вполне взрослых мальчиков, которым
не повезло.
Тарон Авакимянц, 4-й дан каратэ-шотокан, президент клуба
"Шобукай": В правильных школах боевых искусств не говорят "тренер",
говорят - "учитель". Тренер - словечко, пришедшее в спортивный
лексикон из коневодства. Это человек, который содержит в тренинге
лошадь. А учитель - человек, передающий знания и культуру. В этом
случае становится не так важно, какие физические возможности у
ребенка, которого ты учишь. Часто приходится разубеждать родителей,
которые считают, что их ребенок не может заниматься каратэ из-за
плохой растяжки или лишнего веса. Во-первых, большинство единоборств
изначально развивалось как способ массовой подготовки солдат,
то есть было рассчитано не на суператлетов, а на людей со средними
параметрами. Во-вторых, если ребенок пуглив или плохо "растянут",
это не противопоказание к занятиям, а, наоборот, повод избавиться
от некоторых проблем. Известно, что основатели дзюдо и шотокан-каратэ
Дзигоро Кано и Гичин Фунакоши были слабыми, болезненными детьми.
Никто, включая вас самих, не знает, какой на самом деле талант
и волевые качества скрыты в вашем "неспортивном" ребенке. Контактные
или бесконтактные Многие люди, наслышанные о единоборствах, первым
делом задают вопрос, о контактном или бесконтактном виде борьбы
идет речь. Подтекст часто такой: контактный, мол, это что-то серьезное,
эффективное, мужское, а бесконтактный сродни танцу. На самом деле
вопрос "контакта", "полуконтакта", "бесконтакта" - технический
вопрос, касающийся правил проведения соревнований. Понять это
легко. Хлопните по столу ладонью. А теперь не хлопайте, а остановите
ладонь в сантиметре от стола. Не испытали затруднений? Вот так
и хороший мастер каратэ, умеющий управлять своим телом, по желанию
может или "дозированно" коснуться солнечного сплетения противника
ногой, или "засадить" поддых в полную силу. В некоторых контактных
видах каратэ для защиты от травм используются щитки для голеней,
перчатки и шлемы. Надо понимать, что во многом они создают лишь
иллюзию защищенности. От безопасных ссадин на коже шлем действительно
спасает, а от внутренних кровоизлияний и сотрясений мозга - нет.
Другое распространенное заблуждение, что айкидо - это борьба попроще
и помягче, чуть ли не для девочек. На деле все не так. Великий
дзюдоист Дзигоро Кано, увидев показательные выступления основателя
айкидо Морихэя Уэсибы, заметил, что любое боевое искусство в своем
высшем проявлении превращается в айкидо. Настоящее айкидо можно
считать высшей математикой "будо" (путей воина), языком формул,
для понимания которого требуется определенная подготовка - возможно,
в другом виде "будо".
Марина Карпова, 4-й дан айкидо, президент клуба "Коинобори":
В айкидо отрабатывают технику бросков и удержаний, которые связаны
с воздействием на суставы. Так что мягкость у нас относительная.
Работа в основном парная, и число людей в группе не должно превышать
30, чтобы сэнсэй (учитель) мог контролировать тренировочный процесс.
Выбирая школу айкидо, как, впрочем, и других единоборств, обратите
внимание на то, чтобы на обучение начинающих обращал внимание
сам глава школы. Часто бывает, что новичков отдают на откуп ученикам,
которые сами от них недалеко ушли, и в таком случае о формировании
правильных навыков говорить не приходится. Если в большинстве
видов единоборств можно успешно заниматься с 10-12-летними детьми,
то технику айкидо человек начинает понимать, по общепринятому
мнению, лет с 15. Разговор о том, какой вид единоборств эффективнее,
для специалистов сравним с детским спором, кто сильнее: кит или
слон. По большому счету плохих боевых искусств нет - есть плохие
бойцы. Свои глубины таят такие виды рукопашного боя, как японские
каратэ, джиу-джитсу и дзюдо, корейское таэквондо, вьетнамское
вьет-во дао, многообразие стилей китайского у-шу и такие виды
единоборств с оружием, как кендо и иаидо (японское фехтование
на мечах), джодо (работа с шестом) и прочие. Другое дело, что
в последние годы появились восточные единоборства, которые к Востоку
зачастую никакого отношения не имеют: доморощенные стили с японскими
названиями, о которых в Японии никто и не слышал. Логика людей,
развивающих такие виды единоборств, понятна. Вместо того чтобы
быть 102-м номером в Федерации традиционного каратэ, подчиняющейся
японцам, можно стать отцом-основателем собственного направления.
Особенность таких новых стилей - агрессивная реклама, подчеркивающая
их "контактность" и "истинность". Поэтому, чтобы понять, имеете
вы дело с "мировой религией" или "сектой", неплохо поинтересоваться,
с какими международными организациями соотносится данная школа.
Традиционными видами каратэ, кстати, считаются всего четыре: шито-рю,
шотокан, годзю-рю и вадо-рю. Сдавать экзамен на черный пояс в
этих видах боевых искусств принято не своим непосредственным наставникам,
а учителям с мировым именем, которые специально приезжают в Россию
принимать эти экзамены и проводить семинары. Хоть и далеко неполная,
а все же защита от "ереси". Мистика или логика Боевые искусства,
как кухня, музыка и поэзия, отражают национальный менталитет.
Японские виды единоборств, например, стремятся к естественности
и лаконичности, китайские - к замысловатости. Но у любого мастера
должно существовать логичное и внятное объяснение каждого действия,
которому он учит людей. Если вашему ребенку, воспитанному в европейской
традиции, начинают объяснять, что стоять определенным образом
в стойке нужно исходя из положения "энергетических центров" и
"воли астральных сил", то лучше увести отпрыска от такого мастера
к другому, который доходчиво объяснит, что указанное положение,
скажем, поможет защититься от удара в пах. Ребенок должен иметь
возможность задавать любые вопросы, не боясь показаться глупым.
Настоящий мастер и самые простые, и самые сложные элементы техники
объяснит без всякой мистики. Вежливость и уважение к противнику
у "восточников" также многими воспринимается как что-то мистическое.
Ведь в западном спорте более уместна демонстративная, демобилизирующая
противника агрессия. На деле все не так. Представьте, что вы с
другим человеком отрабатываете, скажем, удар в лицо и защиту рукой
от этого удара. Станете ли вы бить нечисто, грубо, задевая партнера
ногтями по щеке, если знаете, что через минуту произойдет смена
ролей и уже вы будете защищаться, а он атаковать? Таким образом,
уважение и вежливость к противнику-партнеру формируются как нечто
естественное, это что-то вроде аккуратности при чистке оружия.
Руслан Алоев, 3-й дан кендо, президент Русской федерации
кендо: В тренировках боевого искусства твой оппонент - это и твой
помощник. В кендо, скажем, партнер наносит тебе удар бамбуковым
мечом по шлему. Но, с другой стороны, он тебя таким образом учит,
указывает на изъяны в обороне. По ходу занятий в хорошей школе,
даже если человек пришел сюда научиться драться, мотивация меняется.
Приходит понимание, что поединок выигрывает не агрессия, а умение.
Кендо наряду с дзюдо является обязательным предметом в японских
школах. Фехтованием занимается также полиция. И не только в Японии,
но и в Южной Корее. Вот пример моей девятилетней дочери. У нее
были проблемы с позвоночником, ортопед рекомендовал усилить мышцы
спины и плечевого пояса. Я привел ее в кендо, и сейчас осанка
у нее заметно улучшилась. Ребенок стал психологически уравновешеннее.
Кроме того, правильный способ ношения традиционной японской одежды
вырабатывает аккуратность. Что же касается прикладного момента,
человек, искусно обращающийся с мечом, в случае надобности сможет
применить для самообороны и другой предмет, будь то палка или
даже карандаш. И нет никакой мистики в том, что старые мастера
восточных единоборств зачастую превосходят молодых. С возрастом
слабеют руки и ноги, замедляется реакция, но человек, приобретая
опыт, начинает лучше понимать тайминг - время, когда нужно нанести
удар. Выходит, старый дедушка никуда не спешит, а ты ему со всей
своей резкостью не можешь ничего противопоставить. Недавно в Японии
на праздновании 50-летия Федерации кендо острова Хоккайдо мне
довелось увидеть поединки между 70- и даже 80-летними патриархами
кендо, обладателями высших данов - степеней в искусстве. Это фантастическое
зрелище. И наконец, о финансовой стороне вопроса. Вряд ли есть
смысл искать мастера, который бы давал вашему ребенку сверхдорогие
индивидуальные уроки. Адекватная плата за занятия в группе в Москве
с учетом того, что учитель платит за аренду зала и должен иметь
свою чашку риса, составляет $30-50 месяц. Если цена слишком низкая,
можно заподозрить недостаточную квалификацию сэнсэя. И вряд ли
о прогрессе в "будо" можно говорить, если ребенку предлагается
меньше трех тренировок в неделю.
© 2012 Martial Arts Club "Shobukai" |
|